Нагорный Алексей Петрович (псевдоним — Гребенской, фамилия при обучении в ВИЯКА – Шишканов) – окончил ВИЯКА в 1949 году, поступил в 1945 году как участник в Великой Отечественной Войне с первого и по последний дня войны. Судьба Алексея была явно неординарной даже для того героического, противоречивого и сложного времени.
Семья Нагорных происходит из Терского Казачьего войска и проживала столетиями в станице Гребенской на Северном Кавказе. Они пришли сюда с первыми поселенцами из России еще в 17 веке и расположились на незаселенных землях. Судьба каждого поколения была связана с отстаиванием собственных земель и русского присутствия на Кавказе.
Отец Алексея Николай Нагорный принадлежал к роду местных атаманов и родился в 80-х годах 19 столетия. Вместе с другими терскими казаками он был призван на русско-японскую войну 1904-1905 годов, где получил ряд высших наград за мужество и героизм. Будучи отмеченым в ходе боевых действий, он был выделен для продолжения службы в охранной сотни царской фамилии в Петербурге. Здесь он прослужил еще ряд лет и в 13 году получил назначение личного охранника цесаревича Алексея. Но в 15 году попросился на фронт и был откомандирован на театр военных действий. Вплоть до 17 года Николай Нагорный участвовал в боевых действиях, а в 18 году после развала царской империи и расчленения страны вернулся в родную станицу.
По всей видимости в ходе гражданской войны он примкнул к белому движению, где и воевал вплоть до 21 года. Эта информация тщательно скрывалась всеми его родственниками и в первую очередь женой Овчарой Анной Васильевной. В родную станицу вернулся после объявленной Рабоче-Крестьянским правительством Российской Федерации, объединившим опять страну в единое целое, амнистии в 21 году.
В том же году он встретил в своей станице молодую девушку из бедной казацкой семьи Овчарову Анну Васильевну, на которой он и женился. 21 января следующего 22 года у них родился сын, которого и назвали Алексеем. По семейному преданию, о котором впоследствии неоднократно рассказывала Анна Васильевна, весной 22 года на станицу налетели горные чеченцы-бандиты. Они и захватили Николая Нагорного и тут же на околице расстреляли его, а она с младенцем на руках бежала сначала в Гудермес, а затем и в Баку, где начала работу проводницей поезда Кавказской железной дороги. В этом рассказе много неясного и высока вероятность, что на самом деле Николай Нагорный был расстрелян одним из отрядов ЧОН Красной Армии как последователь белого движения. Эту версию подтверждают и те факты, что Анна Васильевна вскоре вышла замуж на станционного инженера Петра Шишканова, а фамилию сыну срочно поменяла и никогда не указывала в автобиографических данных фамилии своего первого мужа.
Алексей рос и воспитывался в городах Гудермес и Грозный, где окончил в 35 году семь классов и поступил на работу учеником слесарем на машиностроительный завод Каспар. Одновременно он учился в вечерней школе и стал посещать авиационный клуб ДОСАФ. В 39 году он вступил в Комсомол и по комсомольскому набору был направлен на учебу в Чкаловское авиационное училище, которое и кончил с отличием в 40 году. Алексей, будучи физически очень сильным и высоким по росту человеком, получил предложение пойти в бомбардировочную авиацию. Однако по своему характеру он предпочел и настоял на истребительном полке. Сразу после этого он прибыл в Ленинградский военный округ и его военная карьера началась со службы в 25 истребительном авиационном полке. ЛВО в то время находился на переднем крае войны с белофиннами. Затем он воевал на Волховском, Степном, 2 Украинском и 1 Прибалтийском фронтах.
Обладая огромной отвагой и мужеством сбил за годы войны 15 вражеских самолетов. Сам был сбит трижды и неоднократно ранен, но всегда по собственной инициативе возвращался на фронт. Так получилось, что судьба на фронтах его свела с сыном Сталина Василием, под началом которого он воевал некоторое время. Именно по совету и рекомендации Василия Сталина Алексей Шишканов (настоящая фамилия скрывалась) фактически без проверки быт зачислен в первый послевоенный год в Военный Институт Иностранных Языков на западный факультет с обучением итальянским и английским языками. В годы учебы он показал себя веселым и общительным человеком, завел огромное количество друзей, не оставляя и свои старые фронтовые связи.
В числе его соучеников были такие люди, сделавшие крупные карьеры как Либутин, Шишмонин, Емельянников и др. В 1947 году он встретил и полюбил выпускницу того же института Гордееву Маю, на которой и женился в том же году. Жизнь в Институте была, по его рассказам, напряженной и чрезвычайно интересной, поскольку здесь были собраны лучшие профессорско-преподавательские кадры гуманитарного направления. Одновременно в Институт стремилась вся московская верхушечная поросль. Годы учебы пролетели моментально и в 1949 году был получен диплом ВИИЯка.
После окончания института Алексей был направлен на работу в Генеральный Штаб Советской Армии. Участвовал в ряде закрытых операций за рубежами нашей Родины. Между тем увлечение авиацией и небом продолжалось, и молодой офицер с многочисленными боевыми наградами поступил на заочное отделение Авиационной Монинской Академии ВВС. После ее окончания и кончины Сталина Алексей Шиканов-Нагорный попросился о переводе в ВВС, где и получил назначения в руководство полков тяжелой дальней авиации, расположенных в Австрии и Венгрии.
Особенно длительным была работа в Венгрии, где развертывались соединения с атомным оружием для нанесения ответного удара по натовским странам в Западной Европе и американским базам в случае военного столкновения. А возможности данного конфликта были очень высокими. США осуществляли давление на Советскую Россию по всем возможным направлениям. Итоги 20 съезда, проведенного Хрущевым под знаком борьбы со сталинским наследием, автоматически вели к конфликтам и выступлениям против Советской России в странах Восточной Европы. Алексей Шишканов-Нагорный, будучи начальником штаба авиационной базы стратегической авиации в Венгрии, получил уникальную информацию весной 56 года о готовящемся вооруженном восстании в Венгрии. Части охраны авиационной базы по просьбе местных венгерских коммунистических властей были подняты для борьбы с наводнением и спасения залитых Дунаем деревень. В ходе этих действий офицеры докладывали об обнаружении огромного количества складов новых вооружений. Именно эта информация была направлена молодым подполковником по инстанции МО. Не ограничившись этим, он так же срочно выехал в Будапешт в советское посольство, где был принят новым так же молодым послом Ю.Андроповым. Состоявшаяся беседа была очень странной и неоднозначной. Выслушав военного, новый посол сказал, что политическому руководству известно о готовящихся событиях, и они находятся под контролем. В этой связи посол также приказал не будировать данный вопрос ни по одной из доступных линий связи с Москвой, поскольку надвигающиеся события лишь позволят уничтожить остатки «контрреволюционных элементов».
Далее события развивались еще более странным образом. Буквально через два месяца без объяснения причин молодого подполковника отозвали на Родину, а в октябре в Будапеште стала полыхать восстание с массовыми казнями венгерских коммунистов, которые ориентировались на Советскую Россию. Данная ситуация в значительной мере и послужила причиной заявления об отставке, которая и была предоставлена в начале 1957 года.
В том же 57 году он получил предложение возглавить штаб Первого Московского кинофестиваля. Активная работа на нем свела Алексея с киномиром, и он загорелся новой идей - войти в мир кино творчества, которое лежало в абсолютно новой плоскости и имело захватывающие перспективы. И это было осуществлено. Первая же попытка оказалась удачной и Алексей выступил автором сценария нашумевшего фильма по любимому писателю Грину «Алые паруса», который ввел в «кинооборот» таких звезд советского экрана как Лановой и Вертинская. И уже все последующие годы жизни были посвящены кинодеятельности.
Лично и в соавторстве (преимущественно с Г.Рябовым) уже взяв своим псевдонимом настоящую фамилию Нагорный Алексей успешно осуществил такие проекты как «Казнены на Рассвете», «Таинственный монах». А затем пошли телевизионные сериалы, главным из которых был «Рожденная революция». Плотная работа с МВД сформировало и новую стезю деятельности. Именно за «Рожденную Революцией» А.Нагорному была присуждена Государственная премия, а книга с одноименным названием вышла миллионным тиражом.
Алексей Нагорный в своей творческой деятельности всегда оставался патриотом своей страны и своего Института. В частных беседах он всегда считал, что против нашей страны существует внутренний заговор, опирающийся на внешние силы. Целью этих сил было расчленение крупнейшей державы мира. Именно с этой точки зрения он в конце 70 годов выдвинул предложение о создании сериала «Государственная граница», который должен был раскрыть все наиболее острые конфликты по периметру границ Советской России за последние 70 лет и прокламировать единство территории. Частично сериал и был начат под данным ракурсом. Но затем авторский коллектив был сменен в начале 80 годов сразу после прихода к власти Ю.Андропова. Видимо, и здесь сказалась внутренняя память руководителя КГБ к давней встрече с молодым полковником.
У А. Нагорного был и еще целый ряд идей, связанных с укреплением нашей страны, однако преждевременная смерть в 1984 году помешала осуществлению этих замыслов.
среда, 30 мая 2012 г.
Нагорный Алексей Петрович (=?Windows-1251?b?7/Hl4uTu7ejsIJcgw/Dl4eXt8eru6Q==?=,фамилия при обучении в ВИЯКА – Шишканов)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий